Обитатели моря

Человек и море

Первые шаги в мир тишины

Самыми ранними из дошедших до нас фактов «личного» знакомства человека с морскими глубинами являются остатки трапезы устрицами, обнаруженные при раскопках поселений IX—VII вв. до н. э. на берегу Чесапикского залива Атлантического океана, а также завалы столовых раковин моллюсков, найденные в Бразилии у реки Рио-Гварагваху на стоянке индейцев, основание которой датируется VI в. до н. э. Высота завалов составляла 21 м, длина — 300 м, а количество створок превышало 2,5 млрд. Столько морепродуктов племя из 100 человек могло съесть за 500 (!) лет. Морским дном интересовался уже отец истории Геродот. Описывая Египет, он отмечал: «Природа Египетской земли такова, что если, приближаясь к ней на корабле, в одном дне пути от неё бросить лот, то получишь ил даже на глубине 11 оргий» (20,4 м). Он же поведал миру о ловком греке ныряльщике Сциллисе, который обеспечил землякам победу над персами, обрезав якорные канаты их кораблей, после чего суда штормом выбросило на скалы.

Читать далее...

Путь к скафандру

В1531—1585 гг. Гульельмо де Лорен для поиска на дне озера Неми увеселительных галер императора Калигулы воссоздал античные водолазные колокола в виде цилиндрической камеры с окнами. Камеру надевали на голову, закрывала она туловище по грудную клетку. В 1538 г. два греческих клоуна, выступая в Толедо, погрузились в реку Тахо в колоколе-горшке с зажжённой свечой, чем вызвали восторг у зрителей.

Читать далее...

Подводные лодки

Англичанин Уильям Боурн в 1578 г. описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур и кожаный подводный корабль с балластными цистернами и вытяжной трубой — шноркелем, воевавший в Чёрном море. В 1620 г. голландец Корнелиус ван Дреббель, не имея представления о кислороде (он ещё не был открыт) и выделении углекислого газа при дыхании, предложил идею обновления воздуха в лодке и воплотил её на реке Темзе, очищая какой-то жидкостью «воздушную квинтэссенцию» в двух вёсельных субмаринах.

Читать далее...

Батискафы и самоходные подводные аппараты

В 1948 г. швейцарский физик Огюст Пиккар испытал первый батискаф (от греч» «батис» — «глубокий» и «скафос» — «судно») — подводный аппарат с поплавком-цистерной, наполненной бензином. Батискаф позволяет погружаться на большие глубины, вплоть до дна Марианской впадины.

Читать далее...